Тема:
Продолжаем размышлять о словах.
Цели: 1. Закрепить знания
учащихся о слове, его значении, однокоренных словах, синонимах и антонимах, исследовать
слово «ягода» с разных сторон науки о языке .
2. Формировать коммуникативные навыки, умение
работать в группе, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
3. Развитие
познавательного интереса к изучению русского языка, воспитание любви к родному
слову
Оборудование: компьютер, проектор, карточка
со словом «Ягода», сигнальные карточки «Светофорики», карточки со
словами-антонимами, , карточка ученика ( 27 штук)
Ход урока:
Этапы урока
|
Содержательная часть
|
Ожидаемый результат
|
Орг. момент
(эмоциональный настрой).
|
Предметом нашего сегодняшнего урока
будет слово. Мы продолжаем с вами размышлять о словах русского языка,
пополнять свои знания и расширять свой кругозор. К сегодняшнему уроку вы были
разбиты на группы: поэты, искатели и книголюбы. Каждая группа получила своё задание.
- Как вы думаете, какую цель мы
поставим сегодня на уроке?
-
Ребята, а что необходимо помнить, когда вы работаете в группе?
- Помните, что важен не только
личный результат, но и результат работы всей группы.
Включайтесь активно в работу, чтобы
наш урок получился интересным и чтобы мы справились с поставленными
задачами.
|
- Исследовать слово с разных сторон
науки о языке, донести до всех детей то интересное, что узнали сами.
-Работать надо дружно,
прислушиваться к мнению других, если одноклассник допустил какую-либо ошибку,
надо не смеяться над ним, а помочь.
|
Словарная работа.
|
Сегодняшний урок мы
начнем со словарного диктанта.( Включается слайд шоу) Вспомните, как пишутся
словарные слова, поставьте в словах ударение и подчеркните трудную
орфограмму.
1 слайд
Я капелька
лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица.
Что это?
2 слайд ( картинка + слово земляника)
3 слайд
К нам
приехали с бахчи
Полосатые мячи.
Что это?
4 слайд ( картинка + слово арбуз)
5 слайд
Сидит
рядом с нами,
Смотрит черными глазами. Черна, сладка, мала И ребятам мила.
Что это?
6 слайд ( картинка + слово черника)
7 слайд
Бусы красные висят,
Из кустов на нас
глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Что это?
8 слайд ( картинка + слово малина)
9 слайд
Две сестры летом
зелены,
К осени одна краснеет,
Другая – чернеет.
Что это?
10 слайд ( картинка + слово смородина)
11 слайд
Кто ж ту ягоду не
знает?
От простуды помогает.
На кустах ни висят
И, как маков цвет
горят.
Только это не рябина.
Что за ягода? (калина)
Что это?
12 слайд ( картинка + слово калина)
- К какой группе слов
относятся записанные слова?
- А на какие вопросы
они отвечают?
- Как назвать одним
словом то, что мы записали?
|
- Земляника
- Арбуз
- Черника
- Малина
- Смородина
- калина
- Слова – названия предметов
- На вопросы кто? или что.
- Ягоды
|
Исследование слова «ягода»
|
Сегодня мы исследуем
еще одно словарное слово – ягода.
Книголюбы к
сегодняшнему уроку подбирали загадки, стихи, пословицы и поговорки про ягоды.
Давайте послушаем ребят
- Самое главное в слове
– это его значение. Что обозначает слово «ягода»?
– А как же это слово к нам пришло, каково
его происхождение? Об этом нам расскажут искатели, которые поработали с
различными словарями
Произнесем слово. Транскрипция.
- Какой гласный звук в слабой позиции?
- А сейчас узнаем, какой гласной буквой
обозначается звук а на
письме.
Найдите это слово в орфографическом словаре.
Какой же буквой обозначается звук а
на письме? (открывается карточка)
- Ребята-искатели должны были узнать с
помощью словообразовательного словаря группу слов-родственников.
- Назовите родственные слова (запись на
доске)
- Какой секрет
написания однокоренных слов мы знаем?
- Запишите словарное слово вместе с группой
слов-родственников, поставьте ударение в них и выделите корень ( запись в
тетрадь. 1 человек работает на доске)
- А какие фразеологизмы, пословицы и
поговорки, связанные с нашим словом, употребляют люди в своей речи? Об этом
нам расскажут искатели.
Физминутка.
|
Дети зачитывают несколько загадок, стихов
про ягоды
- небольшой сочный плод кустарников и трав а также само
травянистое растение
- Слово произошло от «яг», что означает «щечка» с помощью
суффикса «од». В переводе означает: по цвету – красные, как щечки, по форме –
круглые, как щечки.
-Звук а
- Буквой о
- ягода, ягодина, ягодка, ягодный,
ягодник, ягодница
- Корень в однокоренных словах
пишется всегда одинаково
- «Одного поля ягода» ( это значит
совершенно свой по духу, поведению человек)
«Это еще цветочки, а ягодки будут впереди» ( о чем-то
плохом: это еще ничего, дальше будет гораздо хуже)
« Сорок пять, баба ягодка опять» (
так говорят о привлекательной, здоровой женщине)
|
Работа по теме урока.
|
-Ребята, а какие слова можно считать
родственными? Как их по-другому называют?
- Какая часть в слове
самая значимая? Давайте поиграем. «Подчеркни лишнее слово»
Земляника, земляничка, земляной, земляничный
Малиновый, малинник, маленький, малинка
Рябина, рябиновый, рябинник, рябой
Калина, калиновый, калинка, накалить
- Как же узнать, однокоренные слова или
нет?
- Сегодня вы получили
карточки с текстом. Ваша задача: списать текст, найти в нем однокоренные
слова и выделить в них корень. Подчеркнуть два изменения одного и того же
слова.
Карточка ученика
« Женя нашла ягодную п.ляну. Сначала выглянули самые молодые любопытные
ягодки, совсем ещё з.леные. Потом высунули г.ловки ягоды вполне зрелые –
крупные и красные. Скоро вся п.лянка вокруг Жени ок.залась усыпанной
ягодами».
- Из какого
произведения данный отрывок? Кто его автор?
- Давайте проверим, как
вы справились с заданием.
- Вам встретились слова
с пропущенными безударными гласными в корне, назовите их. Как вы их
проверяли?
- Ребята, мы с вами уже
знаем, что такое синонимы и антонимы. Давайте вспомним.
- Давайте проверим ваши знания.
Дидактическая игра «Подбери антоним» (Детям розданы карточки со словами. По
команде учителя они выходят к доске и прикрепляют к соответствующему слову
антоним).
сладкая
ягода – горькая
черная ягода –
белая
ранняя ягода –
поздняя
спелая ягода –
недозрелая
крупная ягода
– мелкая
сочная ягода -
сухая
Проверка с помощью сигнальных
карточек-светофориков.
- К сегодняшнему уроку
группа ребят – поэты – сами попробовали сочинить стихи про ягоды. Давайте их
послушаем
( дети зачитывают свои
стихи).
|
- Родственными называют слова, близкие по
значению и имеющими одинаковый корень. По-другому их называют однокоренными.
- Значимая часть слова- это его
корень.
- Если слова близки по значению и имеют
одинаковый корень, то они однокоренные.
- Однокоренные слова: ягодную,
ягодки, ягоды.
- Изменения одного и того же слова:
ягоды, ягодами.
- Синонимы – это близкие по
значению слова, антонимы – слова с противоположным значением
|
Подведение итогов урока.
|
- Что же мы сегодня смогли вспомнить о
словах? Попробуйте оценить работу своих групп.
-К этому уроку вы все
очень хорошо поработали. Группа исследователей вместе с книголюбами
приготовила интересный проект, который вы видите на доске, а наши поэты
сделали книжку-малышку со своими стихами. Я думаю, что вы её подарите нашей
библиотеке, чтобы и другие ребята могли воспользоваться ими. Спасибо за урок!
|
- Вспомнили, какие слова называют
однокоренными, что такое синонимы и антонимы, узнали много интересного о
слове «ягода». А самое главное, нам было интересно узнать самим и рассказать
всем ребятам о том, что мы исследовали.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий