Открытый урок по русскому языку



 Тема: Продолжаем размышлять о словах.
  Цели: 1. Закрепить знания учащихся о слове, его значении, однокоренных словах, синонимах и антонимах, исследовать слово «ягода» с разных сторон науки о языке .           
 2. Формировать коммуникативные навыки, умение работать в группе, аргументировано отстаивать  свою точку зрения.
 3. Развитие познавательного интереса к изучению русского языка, воспитание любви к родному слову
Оборудование: компьютер, проектор, карточка со словом «Ягода», сигнальные карточки «Светофорики», карточки со словами-антонимами, , карточка ученика ( 27 штук)
 Ход урока:

Этапы урока
Содержательная часть
Ожидаемый результат
 Орг. момент
(эмоциональный настрой).

Предметом нашего сегодняшнего урока будет слово. Мы продолжаем с вами размышлять о словах русского языка, пополнять свои знания и расширять свой кругозор. К сегодняшнему уроку вы были разбиты на группы: поэты, искатели и книголюбы.  Каждая группа получила своё задание.
- Как вы думаете, какую цель мы поставим сегодня на уроке?


-  Ребята, а что необходимо помнить, когда вы работаете в группе?
- Помните, что важен не только личный результат, но и результат работы всей группы.
Включайтесь активно в работу, чтобы наш урок получился интересным и чтобы мы справились с поставленными
задачами.







- Исследовать слово с разных сторон науки о языке, донести до всех детей то интересное, что узнали сами.
-Работать надо дружно, прислушиваться к мнению других, если одноклассник допустил какую-либо ошибку, надо не смеяться над ним, а помочь.
 Словарная работа.
Сегодняшний урок мы начнем со словарного диктанта.( Включается слайд шоу) Вспомните, как пишутся словарные слова, поставьте в словах ударение и подчеркните трудную орфограмму.
1 слайд
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. 
Что это?
2 слайд ( картинка + слово земляника)
3 слайд
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи. 
 Что это?
4 слайд ( картинка + слово арбуз)
5 слайд
Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила. 
Что это?
6 слайд ( картинка + слово черника)
7 слайд
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Что это?
8 слайд ( картинка + слово малина)
9 слайд
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая – чернеет.
Что это?
10 слайд ( картинка + слово смородина)


11 слайд
Кто ж ту ягоду не знает?
От простуды помогает.
На кустах ни висят
И, как маков цвет горят.
Только это не рябина.
Что за ягода?  (калина)
Что это?
12 слайд ( картинка + слово калина)
- К какой группе слов относятся записанные слова?

- А на какие вопросы они отвечают?

- Как назвать одним словом то, что мы записали?









- Земляника



- Арбуз




- Черника





- Малина







- Смородина











- калина

- Слова – названия предметов

- На вопросы кто? или что.

- Ягоды
Исследование слова «ягода»
Сегодня мы исследуем еще одно словарное слово – ягода.


Книголюбы к сегодняшнему уроку подбирали загадки, стихи, пословицы и поговорки про ягоды. Давайте послушаем ребят

- Самое главное в слове – это его значение. Что обозначает слово «ягода»?

 – А как же это слово к нам пришло, каково его происхождение? Об этом нам расскажут искатели, которые поработали с различными словарями


   Произнесем слово. Транскрипция.
  - Какой гласный звук в слабой позиции?
 - А сейчас узнаем, какой гласной буквой обозначается звук а на письме.
 Найдите это слово в орфографическом словаре. Какой же буквой обозначается звук а на письме?  (открывается карточка)
  - Ребята-искатели должны были узнать с помощью словообразовательного словаря группу слов-родственников.
   - Назовите родственные слова (запись на доске)

- Какой секрет написания однокоренных слов мы знаем?

  - Запишите словарное слово вместе с группой слов-родственников, поставьте ударение в них и выделите корень ( запись в тетрадь. 1 человек работает на доске)

 
 - А какие фразеологизмы, пословицы и поговорки, связанные с нашим словом, употребляют люди в своей речи? Об этом нам расскажут искатели.


    Физминутка.






 Дети зачитывают несколько загадок, стихов про ягоды



- небольшой сочный плод кустарников и трав а также само травянистое растение

- Слово произошло от «яг», что означает «щечка» с помощью суффикса «од». В переводе означает: по цвету – красные, как щечки, по форме – круглые, как щечки.


-Звук а




- Буквой о



- ягода, ягодина, ягодка, ягодный, ягодник, ягодница

- Корень в однокоренных словах пишется всегда одинаково









- «Одного поля ягода» ( это значит совершенно свой по духу, поведению человек)
 «Это еще цветочки, а ягодки будут впереди» ( о чем-то плохом: это еще ничего, дальше будет гораздо хуже)
« Сорок пять, баба ягодка опять» ( так говорят о привлекательной, здоровой женщине)
Работа по теме урока.
      -Ребята, а какие слова можно считать родственными? Как их по-другому называют?


- Какая часть в слове самая значимая? Давайте поиграем. «Подчеркни лишнее слово» 
Земляника, земляничка, земляной, земляничный
Малиновый, малинник, маленький, малинка
Рябина, рябиновый, рябинник, рябой
Калина, калиновый, калинка, накалить

   - Как же узнать, однокоренные слова или нет?

- Сегодня вы получили карточки с текстом. Ваша задача: списать текст, найти в нем однокоренные слова и выделить в них корень. Подчеркнуть два изменения одного и того же слова.
Карточка ученика
« Женя нашла ягодную п.ляну. Сначала выглянули самые молодые любопытные ягодки, совсем ещё з.леные. Потом высунули г.ловки ягоды вполне зрелые – крупные и красные. Скоро вся п.лянка вокруг Жени ок.залась усыпанной ягодами».
- Из какого произведения данный отрывок? Кто его автор?
- Давайте проверим, как вы справились с заданием.

- Вам встретились слова с пропущенными безударными гласными в корне, назовите их. Как вы их проверяли?
  

- Ребята, мы с вами уже знаем, что такое синонимы и антонимы. Давайте вспомним.
 - Давайте проверим ваши знания. Дидактическая игра «Подбери антоним» (Детям розданы карточки со словами. По команде учителя они выходят к доске и прикрепляют к соответствующему слову антоним).
       сладкая ягода – горькая
       черная ягода – белая
       ранняя ягода – поздняя
       спелая ягода – недозрелая
       крупная ягода – мелкая
       сочная ягода - сухая
                  
Проверка с помощью сигнальных карточек-светофориков.

- К сегодняшнему уроку группа ребят – поэты – сами попробовали сочинить стихи про ягоды. Давайте их послушаем
( дети зачитывают свои стихи).


 - Родственными называют слова, близкие по значению и имеющими одинаковый корень. По-другому их называют однокоренными.
- Значимая часть слова- это его корень.






-  Если слова близки по значению и имеют одинаковый корень, то они однокоренные.















- Однокоренные слова: ягодную, ягодки, ягоды.
- Изменения одного и того же слова: ягоды, ягодами.




- Синонимы – это близкие по значению слова, антонимы – слова с противоположным значением






Подведение итогов урока.
    - Что же мы сегодня смогли вспомнить о словах? Попробуйте оценить работу своих групп.
-К этому уроку вы все очень хорошо поработали. Группа исследователей вместе с книголюбами приготовила интересный проект, который вы видите на доске, а наши поэты сделали книжку-малышку со своими стихами. Я думаю, что вы её подарите нашей библиотеке, чтобы и другие ребята могли воспользоваться ими. Спасибо за урок!



- Вспомнили, какие слова называют однокоренными, что такое синонимы и антонимы, узнали много интересного о слове «ягода». А самое главное, нам было интересно узнать самим и рассказать всем ребятам о том, что мы исследовали.

Комментариев нет:

Отправить комментарий